Настроение безопасности
общепринято, что удачным полетом можно назвать лишь тот, с места посадки которого пилот способен уйти своими ногами. Я бы расширил это определение, поскольку были прецеденты ухода на вколоченном переломе ноги, с компрессами позвоночника и сломанными ключицами. Будем считать, что успешный полет, а значит безопасный полет - это полет, не оказавший воздействия на здоровье и жизнь..
Отсюда прямо следует приоритет, который должен доминировать над всеми остальными - сохранение жизни и здоровья пилота.Не думайте о крыле, если перед вами стоит выбор плюхнуться в шквал в воду или на скалы. Падайте в воду и хрен с ним со снаряжением.
Переключите свои мозги на спасение тушки ценой всего остального, не думайте ни о запретных зонах под вами, ни о злобных ментах, ни о собаках если речь идет об опасных погодных условиях, которые вынуждают вас сесть. Потом разберетесь. Сначала сядьте. Если речь идет не о жизни и смерти, а о прогулке в пару километров по буеракам - то тут вообще не о чем говорить.
Не забывайте также и о том неприятном факте, что для эффективной работы в воздухе мозги должны быть свободны.
Это в основном, как ни странно, касается опытных пилотов. У большинства новичков все лишние мысли вымываются адреналиновым штормом на старте, и дальше они представляют собой относительно чистую систему. А вот опытный пилот способен пережевывать жвачку своих тяжелых мыслей и отрабатывая сложение. Конечно, скорее всего, если полет не на грани возможного, опыт вытянет, позволит выкрутиться, но это бывает, к сожалению, далеко не всегда. Бывают ситуации когда нужен не опыт, а реакция, и здесь занятость головы посторонними мыслями может сыграть злую шутку. Я сам, кстати, порой обдумываю сложные творческие и не очень проблемы в воздухе - почему-то на высоте особенно хорошо думается. Я специально при этом улетаю подальше от соседей...
Старайтесь, если вы уже вышли из новичкового возраста, не стартовать, до тех пор, пока ваши мозги, вместе с телом, не настроятся на полет. Соберитесь, посмотрите в небо, на пилотов, на птичек, представьте себя рядом с ними. Выгоните из мозгов негатив и запускайте предстартовую подготовку. Этот ритуал обычно тоже помогает собраться, если у вас его нет - выработайте его обязательно. Это как мантра или молитва - сама по себе ничего не значит, но сознание направляет в нужную сторону.
Закончив предполетные сборы, расслабьтесь немного, это даст возможность еще очистить сознание, вспомнить, если что забыли. Это - как присесть на дорожку. После этого расслабления не отвлекайтесь, работайте только на полет. Не отвлекайтесь на телефонные звонки, на просьбы - посылайте всех лесом - вы уже летите. Все внимание - только на крыло, погоду и сопутствующие обстоятельства.
Отдельно стоит обратить внимание на разнообразные звоночки - спотыкания о порог, забывания разнообразных мелочей, стукания головой о проем двери авто, глупые ошибки на старте. Да и просто плохое предчуствие. Все это как минимум - следствия несобранности и отсутствия концентрации, либо вестники легких неврозов. Все это способно повлиять на результат и качество полета, и если подобные звоночки имели место - внесите это в свою предполетную оценку ситуации, как дополнительный фактор риска, сходный по степени влияния с новым крылом, новой подвесной, новым местом или незнакомой погодой. Поверьте, это серьезно. Я буду ссылаться только на свой опыт, так вот - все мои травмы, которые, к счастью, были не слишком тяжелыми, предварялись подобными звоночками.
Отдельно стоит предчувствие. Если оно сильное, и говорит Вам, что лететь не стоит - не стартуйте. Не бойтесь показаться слабаком. Наоборот, это очень круто - отказаться от конфетки полета, прислушавшись к своей интуиции. Растопырьте пальцы и скажите нечто вроде "Чота мой жопометр сёдня шкалит канкретна. Чиста типа не накачу ли я пивасика вместо чтобы полетать". А уж организм найдет способ, как отблагодарить сознание, не сомневайтесь. Внакладе не останетесь.
Вообще, по моему личному опыту, слабое предчувствие неприятностей обозначает какую-нибудь мелкую жопу, которая, хотя и способна быстро превратиться в крупную, но если встретить ее в собранном состоянии, из нее вполне можно выкрутиться.Если предчувствие слабое и смертью не пахнет - стартуйте, но будьте крайне аккуратны и удвойте осторожность. Не лезьте в неопределенные ситуации. Увеличьте свой запас безопасности на маневрах. Увеличьте дистанцию до соседей по потоку. Будьте готовы к любому подвоху, в том числе и от своего тела или сознания. У меня был случай, когда я прохлопал небольшое сложение, потому что ни с того ни с сего вдруг онемели пальцы. При том что раньше со мной такого не случалось. Потом проанализировав ситуацию я вспомнил что перед стартом я перегрелся и как-то странно болела башка. И я решил подлечиться в воздухе...
Кстати, раз уж написал об этом - многие замечают, что полеты лечат. Простуды, например, проходят за один сеанс. Не злоупотребляйте этим. Лечитесь, но не злоупотребляйте. Легкое недомогание можно снять. Но не стоит рисковать свернуть себе шею из за какого то насморка, если у вас уже температура и раскалывается башка. Не надо. Болезнь может расслабить вас сильнее, чем вам это кажется.
Идеальным с точки зрения безопасности стоит считать настроение пилота, которое можно передать следующей мантрой: Я учел все возможные препятствия и обстоятельства полета, я смотрю вперед на время, которого мне хватит чтобы безопасно сесть, если погода изменится. У меня всегда есть долет до безопасной посадки, моя техника пилотирования позволяет справиться с наличествующей погодой и крылом, запас высоты над рельефом всегда достаточен для ввода запаски, если случится нечто непредвиденное. Мое сознание не сковано проблемами и негативными мыслями, оно готово решать полетные задачи и отслеживать все изменения обстоятельств. Мое сознание свободно, направлено на полет и только на полет. Я прекращу полет, если увижу, что перестаю справляться с ситуацией.
Мой приоритет - безопасность.
Превратитесь в летающую машину, в птицу. Обратите внимание, как быстро и точно отрабатывают порывы и пузыри хищные птицы. Как они собранны и сконцентрированы на задаче полета. Я слежу за ними много лет, и заметил одну характерную вещь - они никогда не паникуют. Они всегда, до последней секунды, четко работают над целью.
Я как то видел как шквал прибил к земле огромного аиста. Он произвел аварийную посадку на мокрых, парашютирующих крыльях на трансформаторную подстанцию. Он работал как настоящий пацан, хладнокровно, до последней секунды. Сложил крылья, проскочил между проводами, раскрылся, затормозил перед самой землей и встал.
Не шевелясь. Понимал, наверное, что его ждет, попытайся он забиться под трансформатор. Стоял под дождем и мок, пока шквал не прошел. Потом расправил крылья, минуты две посушил их на выглянувшем солнце и по какой-то невероятной траектории между проводами и изоляторами, вернулся в небо - язык не поворачивается сказать "взлетел".
Так вот, что еще я хочу сказать в этой связи. Никогда не паникуйте в воздухе. Даже если случилась полная жопа. Всему своё время. Когда упадете на землю и сломаете себе что нибудь, у вас будет масса времени на то, чтобы порыдать, поплакать, пожалеть себя и попаниковать задним числом. Но пока вы в воздухе - не тратьте времени на эту херню. Работайте. Представьте, что вы - птица.
И помните - паника убивает.
Отредактировано ToNic (2009-07-04 08:23:11)